На главную
На главную Мастерская группа JNM
На главную
Завещание Ориона
Новости
Мастера
Правила
Материалы

Историческая справка



  Солдаты!
С вершины этих пирамид
двадцать веков истории
смотрят на нас!

Наполеон Бонапарт

История западной цивилизации насчитывает около шести тысячелетий. Два из них – это история христианства. Еще несколько столетий – Греция и Рим. Остальное – период, который называется в школьных учебниках историей Египта. Три с лишним тысячелетия скупо описаны в двух главах под названием "рабовладельческое общество". Впрочем, до определенного времени так было не только в школьных учебниках – до XVIII века история Египта была утеряна людьми. Скупые, изобилующие неточностями строки Геродота, туманные намеки Ветхого Завета – вот, пожалуй, и все, что было. Египет был мертв и безмолвен, пока в начале XIX века Жан Франсуа Шампольон не расшифровал с помощью Розеттского камня египетские иероглифы. Это положило начало новой науке – Египтологии.


  Время боится пирамид.

Египетская пословица

Историю Египта принято делить на три периода: Древнее, Среднее и Новое царство. Древнее царство в свою очередь охватывает несколько династий: c III по VI. Рассматриваемый на игре период относится к IV династии – именно в это время были построены знаменитые пирамиды на плато Гизе. Что касается датировок, то они, увы, весьма приблизительны. В настоящее время принято считать, что Древнее царство занимает временной интервал с 2707 по 2170 год до нашей эры.


Административное устройство

Египетское государство представляло собой политическое объединение номов, необходимое для создания и функционирования единой ирригационной системы. Каждый ном имел точно установленные границы, политический и религиозный центр, войско, герб и богов-покровителей. Административный аппарат нома был подчинен номарху. Количество номов и их границы не были неизменными. Списки номов Древнего царства содержат 37 номов (22 в Верхнем и 15 в Нижнем Египте), большая часть из них восходит к глубокой древности, может быть, к ранним государственным образованиям, предшествовавшим объединению Египта.

Несмотря на относительную независимость номов, Фараон, сочетая в себе светскую и духовную власть, являлся абсолютным правителем Египта. Ничто кроме воли богов не могло противостоять повелению Фараона.


Религия

Египетская религия состояла из большого количества культов различных богов, с центрами в крупных городах и храмами по всей стране. Те или иные боги в различное время имели разное значение в разных местах, нередко отождествляясь друг с другом. Так как реконструировать точно теологическую систему отыгрываемого периода не представляется возможным, то мы сконструировали ее сами, базируясь на имеющихся у нас источниках. Полное, насколько это возможно, описание египетской религии вы найдете в литературе.

Для начала развенчаем популярный миф о том, что жречество было замкнутой, отделенной от народа и государства кастой. Это неверно – многие жрецы были чиновниками при Фараоне или номархах. Более того, все высшие чины как при дворе, так и в армии, как правило имели жреческий сан (особенно в Древнем царстве). Верховного жреца назначал Фараон – посредник между людьми и богами. Впрочем, из этого правила были и исключения, например культ Анубиса.

Также следует отметить следующий аспект: все мы, как люди принадлежащие христианской культуре, привыкли считать религию чем-то очень внутренним, личным. В древнем Египте, наоборот, религия – прежде всего социальное явление. Молиться в одиночестве у себя дома бессмысленно – боги не услышат. Молиться надо хором, толпой, лучше всего на площади перед храмом. Также важную роль играли различные массовые религиозные шествия и мистерии, в которых так или иначе участвовали все собравшиеся. Если же нужно было обратиться к богу с какой-то личной просьбой, просили о помощи кого-нибудь, кто умел разговорить с богами. Жрецы были готовы за определенное денежное вознаграждение передать просьбу своему богу (если, конечно, эта просьба не богопротивна и не противозаконна).

Жреческий статус был связан прежде всего со знаниями. Возможность общаться с богами и творить чудеса, то прежде всего – знание того, как это делать. Чтобы быть жрецом, мало быть праведным, надо прежде всего много учиться. Каждый культ имел свое "тайное знание", сложные ритуалы посвящения и т. д. Умение читать и писать – серьезный аргумент в пользу того, чтобы стать жрецом (в Древнем царстве кроме жрецов это умели очень немногие).

Также хочется отметить, что в Египте не существовало такого понятия как ересь. Новый культ либо встраивался в общую религиозную систему, либо считался ошибочным, и следование ему было глупостью, но не преступлением. Однако в определенные периоды некоторые культы подвергались отчуждению или даже преследованию, но не в связи с их неверностью, а в связи с антагонистической сущностью самих божеств. На игре таковым является культ Сета.


Земледелие и экономика

Основой жизни Древнего Египта был Нил. Разливаясь дважды в год, он орошал поля и наносил плодородный ил, что позволяло снимать большие урожаи. Когда половодье отступало, крестьяне вспахивали поля, а потом засевали их. Животные втаптывали семена, чтобы те лучше прорастали. Когда приходил сезон сбора урожая, колосья готовили к обмолачиванию – терли и подбрасывали в воздух, чтобы ветер отделил зерна от шелухи. Зерно хранили в амбарах. Основными культурами были пшеница и овес; кроме этого, выращивали овощи, например, бобы, а также лен, виноград, папирус. Если же Нил запаздывал или разливался преждевременно, то над страной нависала угроза голода. Чтобы предотвратить ее, создавались запасы зерна в амбарах правителей.

Основным ресурсом была рабочая сила. Ее распределение между основными работами – возделыванием земли, починкой каналов и строительством – осуществлялось централизовано Фараоном и номархами. Урожай также распределялся централизованно.

Большая часть необходимых предметов и ресурсов добывалась и производилась в самом Египте, строевой лес везли из Ливана и Сирии, эбеновое дерево и слоновую кость – с юга, обсидиан и лазурит – из передней Азии. Экспортировали в основном украшения и ремесленные изделия.

Производством повседневных товаров и предметов роскоши занимались группы умелых людей. Они делали керамику, плетеные изделия, одежду, деревянные инструменты напрямую для дворца правителя, храмов, крупных усадеб. Самыми уважаемыми людьми были те, кто обрабатывал драгоценные металлы. Ювелиры и ремесленники по дереву иногда поднимались по своему положению до статуса знати, но большинство ремесленников так и оставались привязанными исключительно к мастерским и домам, на которые они работали, и даже не имели собственных инструментов.


Общественное устройство

Египетское общество делилось на четыре основных класса: благородное сословие, чиновники (писцы), ремесленники и крестьяне (хему), и рабы (баку).

К благородному сословию относятся Фараон, номархи, их родственники и высшие сановники.

Управление государственным имуществом осуществляли писцы. Они же занимались любой другой работой, требующей знаний. К классу писцов относились врачи, архитекторы, судьи, управляющие, царские советники, летописцы и многие другие. Как правило, это дети вельмож, которые с 12 лет обучались в школе (Доме Жизни). Писцы не занимались физическим трудом, и на них не распространялась воинская повинность. Многие писцы были жрецами.

Социальный слой основных производителей материальных благ египтяне называли обобщающим термином хему. Этим термином охватывалось практически все трудящееся население страны. Хему, основной обязанностью которых была работа в рамках определенной профессии, эксплуатировались как в царском и храмовых хозяйствах, так и в хозяйствах частных лиц – людей, занимавших различные должности в центральной, номовой и храмовой администрации. Связь хему с определенной профессией была характерной особенностью всего данного социального слоя: это земледельцы и пастухи, садоводы и огородники, рыбаки и птицеловы – все те, кто трудится в поле, на пастбищах, в разных промыслах; это и многочисленные слуги, кравчие, танцоры, певцы, музыканты, брадобреи, т. е. люди, непосредственно обслуживающие хозяина, его родственников и приближенных в его доме, дворце. На полевых работах использовались исключительно мужчины, к домашним ремеслам привлекались и мужчины и женщины. Люди из этого слоя, составлявшего основное трудящееся население страны, были лишены собственности на орудия и средства производства, трудились в хозяйствах, которые им не принадлежали, и сами наряду с орудиями и средствами производства либо находились во владении ("собственности" – джет) отдельного должностного лица, либо принадлежали храмам или государственным (царским) учреждениям.

Другой социальной категорией зависимых людей, количественно незначительной по сравнению с хему, были известные нам с Древнего царства баку – рабы в полном смысле этого слова. Эксплуатировались они исключительно в хозяйствах отдельных лиц. Баку являлись полной собственностью своих владельцев, и поэтому исключались из общегосударственной сферы учета и распределения рабочей силы, не поступали на смотры и не распределялись на профессии от имени царской администрации. В хозяйствах частных лиц, где в основных отраслях производства трудились назначенные на определенные профессии хему, баку находились при дворе своих хозяев в штате их личных слуг, или же использовались на различных, часто случайных работах. Владелец баку имел право распоряжаться их судьбой по собственному усмотрению, дети баку также являлись полной собственностью хозяина. Существовал рабский рынок, где баку свободно продавались и покупались. Интересно, что вельможа, имевший в своем распоряжении часто сотни хему, считал необходимым специально отметить приобретение им одного баку. Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляется различие хему и баку в хозяйстве частных лиц – первыми их хозяева только владели при условии службы, вторые были их полной, безраздельной собственностью.

Женщина в Древнем Египте была намного свободнее, чем в западном государстве XIX века; она должна была выполнять только свои естественные обязанности в обществе. Достаточно точно отражает роль женщины мифология, наделяющая египетских богинь огромными полномочиями – они обладали качествами, необходимыми для сотворения всего живого, а также для сохранения и защиты жизни. В богинях воплощались цикличность жизни, чередование активности и застоя, и этот непрерывный поток поддерживался женщиной. Символом идеальной египетской женщины могла бы быть Исида, верная помощница своего мужа, впоследствии заботливая мать и безутешная вдова.


Пивные дома

Мудрые люди советуют избегать пивных домов, ибо те, кто заходит туда, часто выходят в не совсем подобающем состоянии. Основным напитком было пиво, но подавалось также несколько сортов вина. Мужчины любили собираться там по вечерам. Они могли пофлиртовать с женщинами, часто имевшими чужеземное происхождение. По-видимому, добропорядочные женщины не могли находиться там, не запятнав своей репутации, но тем не менее это – единственное место, где можно встретить проезжих путешественников.

 


Все материалы
 
  Литература
  Справка
  Город Мемфис
  Египет
  Хронология
  Костюм
 
  Версия для печати
 
  Все правила в архиве (83 KB Txt/Win/Zip)
 
  Письменность в архиве (1999 KB Doc/Zip)
 
  Магия для жрецов в архиве (640 KB Doc/Zip)

© JNM Group 2002–2004   версия 1658 / 1593 / 2011-05-31 18:27:37 / vmz jnm@jnm.ru