Завещание Ориона – Мастерская группа JNM

Назад

Костюм Древнего Египта


Доклад, прочитанный на Зилантконе–2002.

Авторы: Ольга и Вера Матросовы (Ори и Эри), Москва


Хронология

3000–2778 гг. до н. э. – Раннее царство (I и II династии)
2778–2263 гг. до н. э. – Древнее царство (III – VI династии)
2263–2040 гг. до н. э. – 1-й переходный период (VII – X династии)
2160–1785 гг. до н. э. – Среднее царство (XI – XII династии)
1785–1580 гг. до н. э. – 2-й переходный период (XIII – XVII династии)
1580–1085 гг. до н. э. – Новое царство (XVIII – XXXI династии)
332 г. н. э. – Александр Македонский завоевывает Египет


Древнее царство

Древнее царство Основными признаками одежды культуры Древнего Египта являются ее неизменность, постоянство и однообразие, а также геометрическая стилизация.

В эпоху Древнего царства основная одежда различных сословий мало отличалась по форме, важен был материал и украшения.

Стремление к прямым четким линиям, геометрическим формам – особенность костюма Древнего Египта.

С появлением растительных красителей в конце Древнего царства появился материал желтого, голубого, коричневого цветов. Цветную одежду долгое время имели право носить только привилегированные сословия (крупные землевладельцы, жрецы и придворные).

Знаки отличия сословий – прически, головные уборы и обувь, которую в Древнем царстве имел право носить только фараон. Считается, что все египтяне брили волосы (по крайней мере мужчины). Парик делали из растительных волокон, завитых мелкими локонами, или из шерсти, либо носили шапочку из грубого светлого холста, плотно облегавшую голову. Длина париков напрямую зависела от знатности человека.

Мужской костюм

Основной одеждой являлся передник схенти – полоса неширокой ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Схенти фараона был из тонкого, хорошо отбеленного полотна. Клафт – наиболее часто встречающийся на изображениях мужской головной убор.

Древнее царство

Костюм фараона

Фараон Фараоны Древнего царства часто носили только схенти, парик и сандалии из тростника. Могли надевать вторые передники из плиссированной ткани сверх обычной набедренной повязки. Знаками отличия фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. После объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3200 г. до н. э. появилась сдвоенная бело-красная корона. Также головным убором фараона был платок клафт-ушебти, состоявший из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем (змеей).

Костюм жреца

Во время жертвоприношений и ритуальных служб жрец облачался в шкуру леопарда. Она закреплялась на спине, голова и лапа шкуры располагались спереди на плече, когти украшались золотыми пластинами.

Жрецы и чиновники

Женский костюм

В Древнем царстве женский костюм был предельно прост. Носили длинную прямую рубашку калазирис на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой. Длина его доходила до середины икры. Калазирис был достаточно узким и не позволял делать большие шаги. У знатных женщин встречались вышивка и плиссировка.

Калазирис – основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменения затрагивали только детали кроя (иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами. Разнообразие пестрых (или вышитых) тканей.

Парики были более длинными, чем у мужчин.


Среднее царство

Одежда заметно усложняется. Это время характеризуется экономическим подъемом, ростом городов, что привело к стремлению к роскоши. Появляются новые ткани из Передней Азии и костюм приобретает более сложные формы. В это время начинают использоваться пластические свойства ткани.

Среднее царство

Мужской костюм

О сословном и имущественном положении владельца свидетельствует количество ткани, затраченной на одежду. Мужчины носили плиссированные или гладкие длинные схенти. Схенти прежней формы у знати становится обрядовой одеждой, а у непривилегированных сословий остается повседневной одеждой.

Женский костюм

Покрой калазириса остается прежним, прибавляются лишь украшения и отделка. Встречаются изображения в тонких, слегка драпированных покрывалах (плащах), но большинство женщин продолжает носить калазирис традиционной формы. Нововведением является короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.


Новое царство

В это время происходит расцвет египетской культуры, искусства и ремесел. В результате завоеваний увеличивается территория Египта, происходит знакомство с новыми народами. Дань с покоренных народов и плодотворная торговля ведут к роскоши в быту. Новое царство отличается изяществом и плавными линиями. Появление тонких прозрачных тканей дало возможность носить несколько одежд. Легкие ткани закладывали мелкими складками или драпировали. Под влиянием Востока появляются новые элементы кроя.

Происходит сближение форм женского и мужского костюма. Для одежды характерна высокая подчеркнутая талия и плиссировка ткани в разных направлениях.

Новое царство

Двор фараона

Мужской костюм

Фараон Новая одежда сусх состоит из рубашки-калазириса и большого куска прямоугольной ткани – синдона. Синдон чаще всего плиссировался в долевом направлении. Его обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикреплялись к внутренней стороне.

Фараон и приближенные носили калазирисы из прозрачной ткани, сверху – драпированный или плиссированный схенти, а иногда только прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Появились пестрые мужские одежды из цветной ткани.

Женский костюм

К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают бретели контрастных цветов или украшают ткань чешуйчатым узором (как в Среднем царстве), имитирующим крылья кобчика (символ Исиды), являющиеся ритуальным одеянием царицы – жрицы Исиды.

Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах. Женские парики этого времени особо разнообразны.

Костюм простолюдинки остался практически без изменений. Калазирис делают с рукавами или на бретелях из цветных, белых и натуральных цветов льняных и хлопчатобумажных тканей.

Рабочие люди одевались более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений.

Люди скромного достатка не меньше знати любили украшения. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы.


Одеяния рабов

Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.

Часто встречаются изображения рабынь в национальных одеждах. Например, семитские женщины изображаются одетыми в прямые свободные рубахи с крупным цветным геометрическим орнаментом и сапожки.

Рабыни


Украшения

Египет славился высоким уровнем мастерства, обработкой драгоценных металлов, камней. В Древнем царстве изобретают цветные пасты, которыми покрывают бисер или делают его из цветных смальт. Из бисера изготовляли традиционное ожерелье-солнце – ускх, браслеты и пр.

Женские парики укреплялись повязками-венцами из мелких металлических пластинок. На темени на празднества надевались керамические сосуды с благовонными маслами, которые поддерживались лентами, либо укрепляли цветок лотоса или перья.

Египтяне любили носить золотые или бисерные браслеты на плечах и запястьях, а женщины – еще и на ногах. Кольца на пальцах носили и мужчины и женщины. Очень многие носили обереги, скарабеи. Самым популярным украшением знатных людей был ускх.


Концепция и антураж

Во-первых, необходимо сразу оговориться, что игра "Завещание Ориона" не является исторической реконструкцией и, несмотря на то, что время действия достаточно четко оговорено (конец IV династии Древнего царства, около 2500 лет до н. э.) нет нужды придерживаться в бытовых деталях исторической хронологии. Главное, что требуется от костюма – воссоздание древнеегипетского колорита и стилистическое соответствие ему. Таким образом, мы утверждаем, что костюм может быть стилизован под любой период, начиная с Древнего царства и заканчивая последними фараонами, в соответствии с социальным статусом персонажа и личными предпочтениями игрока. В конечном итоге важно, чтобы одежда помогала вжиться в создаваемый образ.

Все мы понимаем на интуитивном уровне, что такое египетский стиль, и если посмотреть на изображения, то кажется, что одеяния очень просты, они все вписываются в геометрические фигуры, стремятся к прямым линиям. В противоположность подчеркнутой строгости одежды, многочисленные украшения отличаются богатством и сложностью.

В связи с этим перед нами встают две проблемы: практическое изготовление костюма и его адаптация к подмосковному полигону, что представляет определенную сложность, так как Египет – жаркая страна, а игра будет проходить на первые майские праздники.

Трудность нашей задачи состоит в том, что никто не может сказать доподлинно, каким именно образом египтяне шили свою одежду. К сожалению, они оставили нам только многочисленные изображения без каких бы то ни было выкроек и описаний. Результатом стали многочисленные теории и фантазии на эту тему. Мы считаем наиболее авторитетной в данном вопросе Марию Мерцалову, и всем рекомендуем первый том ее "Истории костюма".


Материалы и изготовление

Считается, что основным материалом в Древнем Египте был лен, а позже, в Новом царстве, узнали хлопок. Доподлинно известно, что было распространено ткачество, а некоторые авторы даже предполагают, что было известно вязание, но это не доказано. Мы рекомендуем лен как простой и доступный материал. Он хорошо подходит для пошива схенти разных фасонов, поясов, накидок. Плотный лен, заложенный складками, хорошо держит форму.

Для получения мягких складок в накидках и драпировках хорошо подходят тонкие хлопчато-бумажные ткани или шифон. Впрочем, можно использовать любую другую подходящую ткань от тонкой шерсти до 100% синтетики.

Для пошива калазирисов необходима тянущаяся ткань, чтобы при предельно простом покрое он облегал фигуру. Удобно использовать синтетический или натуральный (в котором теплее) трикотаж.

Следует подходить к пошиву костюма с учетом того, что игра будет проводиться весной. Необходимо быть готовым к любой погоде. Поэтому придется выбирать между удобной синтетикой и более теплыми натуральными тканями. Ищите компромисс. Какова бы ни была погода, ночи все равно довольно прохладны. Поэтому нужно иметь возможность утеплиться. Можно надевать под костюм или на него теплую цивильную одежду (свитера и водолазки, желательно нейтральных цветов, штаны), задрапировывая ее антуражными накидками. Поэтому мы советуем остановить свой выбор на относительно просторных и длинных фасонах.

Еще раз скажем о цвете. Так как однозначно здесь тоже ничего утверждать нельзя, мы поступим следующим образом. Белый цвет был любимым цветом египтян, ритуальным цветом чистоты, поэтому нам кажется правильным, чтобы все служители богов (возможно, за исключением Анубиса) придерживались именно этого цвета. Белым, с добавлением золотого и синего, должен, по идее, быть костюм фараона. Знать и чиновники могут носить одежду различных цветов естественных оттенков. Рабы и ремесленники должны носить одежду из невыбеленных тканей темных оттенков. Это не относится к рабам – музыкантам и танцовщицам и приближенным слугам. Рабы-иноземцы могут ходить в своих национальных одеждах пестрых цветов.


Предлагаемые варианты костюмов

Мужской костюм

Высшее сословие (фараон, жрецы, высшие чиновники, знать)

Длинное одеяние из хорошо выбеленной или покрашенной ткани. Оно представляет собой длинную рубаху с небольшими рукавами (более простой и скромный вариант), которые могут быть заложены в складку. Чем больше в одежде складок, тем более роскошен костюм. Чтобы костюм выглядел более дорогим и роскошным, можно увеличить количество слоев одежды: добавить синдон – полосу ткани, драпируемую на бедрах. Силуэт этого одеяния должен получиться следующий: широкие плечи, узкая и завышенная талия, расширяющаяся колокольчиком нижняя часть. Плиссированные рукава можно делать следующим образом: из ткани вырезается полукруг, разрезается напополам и закладывается складками, которые можно прошить. Затем два треугольника складываются и прошиваются. Можно сшивать рукава из полос, прикладывающихся одна к другой и имитирующих складки. Разумеется, костюм состоятельного человека должен быть достойно украшен:

  • широкий треугольный цветной пояс, украшенный тесьмой, вышивкой, золотой парчой, металлическими пластинами, нашитыми на основу из ткани.
  • еще один или несколько тонких длинных поясов из яркой ткани (черная, красная, в полоску).
  • ожерелье-ускх, его можно изготовить различными способами, наиболее простой вариант: на тканевую основу нашивается парча и тесьма по кругу. Вообще, ожерелье можно украшать бусинами, бисером, стеклярусом, расшивать тонкими металлическими пластинками – подойдите творчески к изготовлению этого главного египетского украшения.
  • разнообразнейшие браслеты на запястья, предплечья и щиколотки. Их можно делать, как и ожерелье, различными способами.
  • А также разнообразные амулеты и обереги, которые могли являться частью ожерелья.

Для украшения головы нужно будет сделать короткий парик либо клафт. Клафт – брался квадратный кусок ткани, складывался по диагонали. Полученный треугольный платок накладывался на голову и фиксировался на лбу лентой. От ушей концы ленты пропускались под клафтом до затылка и ими стягивалась в жгут часть ткани, спускающаяся на спину. Боковые части платка вырезались полукругом.

Двор фараона

Фараон с супругой    Анубис

Воины

Костюм состоит из двух частей короткого или, что более удобно, удлиненного схенти и короткой (до пояса) облегающей туники на двух бретелях. Под тунику можно надевать что-то типа футболки. Изначально этой туникой был кожаный чешуйчатый доспех.

Воины

Горожане

Статуэтка мужчины Удлиненный плиссированный схенти с перекинутым через плечо концом. Другой вариант – длинный прямой схенти и "футболка" сверху.

Схенти делается следующим образом. Выкраивается прямоугольный кусок ткани шириной 1,5–2 оборота вокруг бедер. Последние пол-оборота закладываются складками и вырезаются снизу полукругом. Складки могут закладываться в различных направлениях. Должна получиться юбка с запахом, которая поддерживается поясом.

В качестве головного убора также подойдет клафт.

Рабы и крестьяне

Простые костюмы Прямые схенти, шапочки, плотно облегающие голову. Хламиды, сшитые из куска прямоугольной ткани с вырезами для головы и рук.

Женский костюм

Статуэтка женщины Основной одеждой всех сословий, как уже говорилось, было облегающее платье-калазирис. Из тянущейся ткани шьется оно крайне просто и поддерживается одной или двумя прямоугольными или треугольными бретелями. Для красоты и тепла можно сшить накидку на плечи прямоугольной формы, драпировать на плече или завязывать узлом. Калазирис с накидкой можно подвязывать тонким и длинным золотым поясом, завышая линию талии. Его можно украсить тесьмой или вышивкой.

Еще один вариант одежды – драпировка прямоугольного куска ткани 2,5–3 метра. Полотнище прикладывается к телу таким образом, что его левая и правая части имеют впереди различную длину, после чего более длинная правая часть забрасывается на левое плечо, но не верхним, а нижним концом, который проходит по спине, пропускается под правой рукой вперед и здесь связывается с верхним концом более узкой левой части полотнища. Свободный кусок ткани на левом плече можно укладывать как угодно.

Украшение каждой женщины, кроме низших сословий – парик, повязка, поддерживающая его, а также цветок лотоса на празднества и церемонии, ожерелье ускх, амулеты, браслеты на руки и ноги, также женщины могли носить серьги и кольца. Парик можно купить настоящий или из синтетических волос, а можно изготовить самостоятельно из шерсти, сплетенной в косички и нашитой на основу-шапочку. Знатные женщины могут обмотать концы косичек золотой нитью или тесьмой.


Орнаменты

Орнаменты Орнаменты Орнаменты


© JNM Group 2002–2004   версия 1658 / 1593 / 2011-05-31 18:27:37 / vmz jnm@jnm.ru